ЕШМУХАМБЕТОВ Бауыржан
Биография
09.05.1948 с. Аксу, Аксуский р-н, Алма-Атинская обл. – 30.11.1998, г. Алма-Ата.
Артист балета, педагог-репетитор. Заслуженный артист КазССР (1973).
1951 – после гибели отца на фронте и смерти матери был принят в Саркандский детский дом.
1957 - 1967 – учащийся АХУ, педагоги: А.В. Селезнев, Б. Г. Аюханов (выпускной курс).
В числе 12 воспитанников детского дома был зачислен в Алма-Атинское хореографическое училище, которое окончил по специальности «артист балета».
«Начинал обучение в классе выдающегося педагога Александра Селезнева, а окончил школу в классе мэтра танца Булата Аюханова. Он оказался меж двух величин: один – основатель хореографического образования в Казахстане, другой – основатель прославленной труппы «Молодой балет Алма-Аты», – из вспоминаний Дюсенбека Накипова.
Август 1967 - 26 июня 1977 – Ансамбль хореографических миниатюр «Молодой балет Алма-Аты». Ведущий солист ансамбля.
15 апреля 1975 года коллектив был переименован в Государственный ансамбль классического танца Республики Казахстан.
Репертуар: Жених (Вс.Булгаровский, «Казахские сувениры»), Хозе (Ж.Бизе-Р.Щедрин, «Кармен-Сюита»), Гамлет, Клавдий, Лаэрт (А.Искакова «Гамлет»), Юноша (М.Равель «Болеро»), соло (Дж.Гершвин «Расподия в стиле блюз»), А.Исакова «Жарыс».
Концертные номера классической хореографии: pas-de-deux из балетов «Дон Кихот», «Корсар», pas-de-deux «Диана и Актеон» из балета «Эсмеральда», Я.Сибелиус «Грусный вальс», И.Бах-Ш.Гуно «Аве Мария», С.Скрябин «3 настроения», Ф.Лист «Грезы любви».Концертные номера современной хореографии: Н.Паганини «Вечное движение».
«Бауржан Ешмухамбетов – один из пионеров-создателей ансамбля «Молодой балет Алма-Аты». Его танцы завораживали зрителей обаянием, радостью ощущения жизни. Он знаковый лидер артистической молодежи тех лет. Такое явление неповторимо. Оно единично», – вспоминает о нем Булат Аюханов.
Солистка «Молодого балета Алма-Аты» Наталья Гончарова говорит, что Бауржан Ешмухамбетов был чутким партнером, самоотверженным: «С ним легко танцевалось. Любая балерина знает, что это значит. Я часто смотрела на него из-за кулис, и всякий раз энергия его исполнения, техническое совершенство вновь и вновь вдохновляли меня».
14 июля 1977 - 22 февраля 1983 – ГАТОБ им.Абая. Солист балета.
13 июля 1983 - 5 февраля 1985 – ГАТОБ им.Абая. Солист балета.
Репертуар: Красс («Спартак»), Базиль («Дон-Кихот»), Меркуцио, Тибальд и Ромео («Ромео и Джульетта»), Нурали («Бахчисарайский фонтан»), Юноша («Алия», хореография Ж.Байдаралина), Главная мужская партия (М.Сагатов, «Пламя дракона»), Хулиган (Д.Шостакович «Барышня и Хулиган», постановщик Н. Янанис), Кербуга (А.Серкебаев «Аксак-Кулан»), Шерхан (первое исполнение, «Брат мой, Маугли», хореография М.Тлеубаева), Тарталья («Пульчинелла»), Король Пик (первое исполнение, «Игра в карты», хореография З.Райбаева).
«Он принес в труппу театра свежий ветер перемен и свой особый творческий мир, в нем сочетались качества прекрасного исполнителя, партнера и актера, что само по себе явление редкое в балете. Красс, Базиль, Шерхан. Но был и один момент его творчества, уникальный. В балете «Ромео и Джульетта» ему довелось станцевать все три главные мужские партии: Меркуцио, Тибальда и Ромео. И все одновременно хорошо, по-разному, с высшими выражениями, как в исполнительском, так и в актерском мастерстве. Таким он и останется в нашей памяти, многогранный, щедрый, преданный танцу и друзьям», – из вспоминаний Дюсенбека Накипова
1985-1987 – Казахконцерт. Солист балета.
1987-1994 – Государственный ансамбль танца «Салтанат». Педагог-репетитор.
1994-1998 – Казахский государственный ансамбль классического танца под руководством Б.Г.Аюханова. Педагог-репетитор.
«Последние годы он преподавал, и его уроки еще долго будут вспоминать как синтез основ классического танца и нашей отечественной школы хореографии, где он всегда будет занимать свое выдающееся место. По праву таланта, по законам искусства балета», – Дюйсенбек Накипов.
«Бауржан Ешмухамбетов – одна из самых ярких и значимых фигур отечественного балета последней трети ХХ века. В нем сочетались два огня: один - добрый, внутренний, а другой - сильный, артистический.
Соединяясь на сцене и в жизни, эти два огня создали его неповторимый творческий стиль исполнения и жизненных ценностей», – писал о танцовщике Дюйсенбек Накипов.
Гастролировал в Чехословакии, Венгрии,ГДР, Финлаяндии, Франции, Ираке.
Библиография
- Воспоминания Мирзабековой Сауле Шаимовны.
- Личное дело Бауржана Ешмухамбетова из архива КазНТОБ имени Абая.
- Накипов Д. Танцующий па-де-де. – Новое поколение – 29 апреля – 2005 - № 17 (361). Адрес URL: https://archive.np.kz/old/2005/17/rcultura1.html (дата обращения 28.09.2021).
- Уразымбетов Д. Д. Жить, чтобы оправдать желания. Интервью с Натальей Гончаровой. Central Asian Journal of Art Studies – Научный журнал – 2019 - Адрес URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhit-tak-chtoby-opravdat-zhelaniya-intervyu-s-nataliey-goncharovoy(дата обращения 28.09.2021).