ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ
Биография
Балет в 2-х действиях с прологом и эпилогом.
Композитор - Серик Еркимбеков. Либретто - Дюсенбек Накипов. Хореография и постановка - Минтай Тлеубаев. Художник-постановщик - Нурлан Рымжанов. Дирижёр-постановщик - Балари Акитаев.
Премьера состоялась в 1985 г. на сцене ГАТОБ им. Абая в честь 40-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Действующие лица и исполнители: Неизвестный солдат - Ерболат Асылгазинов; Мать- Раушан Байсеитова; Любимая- Майра Кадырова; Ровесники- Бахыт Абдрахманов, Самат Аскарбеков, Вадим Богомолов, Ахмедгали Буркитбаев, Вячеслав Гончаров, Улан Мирсеидов, Аскар Нусупов, Кайрат Чужетов, Ренатас Шидловскас, Амиржан Шаханов; Ровесницы- Лейла Акылбекова, Гульнар Алиева, Алла Бураканова, Мансия Каракулова, Людмила Макарцева, Равия Махмутова, Сауле Мирзабекова, Майра Мухаметкалиева, Алма Темешпаева, Марина Цымбал; скорбь, светлая печаль, защитники Родины, крылатые юноши- артисты балета.
Эпическая направленность балета подсказала введение образов скорби и светлой печали. «Тема подвига, как сути нравственной природы человека, убедительно прозвучала в спектакле. Постепенно от картины к картине идет процесс становления героя, обретения им силы духа, которые в конце концов приведут его к подвигу. Герой показан в самых различных взаимоотношениях - как сын, возлюбленный и просто солдат…» (Гульнар Жумасеитова).
Новая постановка. НТОБ им. К. Байсеитовой.
Балет-оратория.
Композитор - Серик Еркимбеков. Либретто - Дюсенбек Накипов Балетмейстер-постановщик - Вячеслав Гончаров. Хормейстер - Ержан Даутов. Художник-постановщик - Вячеслав Окунев. Специалист по видеоарту - Виктория Злотникова. Дирижер - Айдар Абжаханов.
Премьера состоялась 4 мая 2010 г. на сцене НТОБ им. К. Байсеитовой.
Действующие лица и исполнители: Мать- Гульфайрус Курмангожаева, Айжан Мукатова; Сын земного воина- Эльдар Сарсембаев, Олжас Маханбеталиев; Голубая надежда- Татьяна Тен, Мадина Унербаева.
Новая версия балета кардинально отличается от спектакля в постановке Минтая Тлеубаева. Балет построен в виде воспоминаний, где нет последовательного развития событий, борьба обобщена через столкновение темных сил со Светлым воинством и новым поколением. Через поэтическое видение и пластическое решение передается стремление ушедшего поколения победить в войне и сохранить память о погибших героях.
Непостижно теченье времен,
Но есть и другой непреложный закон,
Он сильней, чем военное пламя, - Это наша вечная память
И над прахом героев вечный огонь.
Библиография
- Жумасеитова Г.Т. Страницы казахского балета. – Астана: Елорда, 2001. – 144 с – С.23-26.
- Программка спектакля «Вечный огонь». Архив.