КУРБАНОВА Гульвира Рахимовна

23.11.2023  | Автор: Мусинова А.А.

Биография

23.02.1986, г. Алма-Ата.

Артистка балета. Заслуженный деятель Казахстана (2014). Лауреат международных конкурсов артистов балета.

1996-2004 – учащаяся АХУ им. А.Селезнева, педагог Сулеева Бахыт Толепбергеновна.

2011-2013 – студентка бакалавриата КазГосЖенПИ, специальность «Педагог-хореограф».

С 2004 г. – артистка, ведущая солистка балета Казахского национального театра оперы и балета имени Абая. Сольно дебютировала в партии Клары в балете «Щелкунчик».

Репертуар: Сильфида («Сильфида»), Жизель («Жизель»); Гюльнара, Медора («Корсар»); Эгина, Фригия («Спартак»); Мария («Бахчисарайский фонтан»), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро», П. Чайковский), Клара («Щелкунчик»); Китри, Повелительница дриад («Дон Кихот»); Джульетта («Ромео и Джульетта», первое исполнение на сцене КазНТОБ им. Абая 22-23 мая 2011 г.); Никия («Баядерка», первое исполнение на сцене КазНТОБ им. Абая после возобновления 7 декабря 2013 г.); Гамзатти («Баядерка»), Аврора («Спящая красавица», первое исполнение на сцене КазНТОБ им. Абая после возобновления в 2014 г.), Ширин («Легенда о любви»), Девушка («Кармина Бурана», К. Орф), Кончита («Юнона» и «Авось», А. Рыбников), Муза («Большой вальс», первое исполнение), Дочь Султана («Легенды Великой степи», первое исполнение), Пимпинелла («Пульчинелла»), Невеста Косога («Фрески»).

Концертные номера: Ф. Обер «Классическое pas-de-deux» (хореогр. В. Гзовский); pas-de-deux из балета Б. Асафьева «Пламя Парижа» (хореогр. В. Вайнонен); pas-de-deux из балета «Эсмеральда» Ц. Пуни (хореогр. А. Ваганова).

Анализируя танец Джульетты-Курбановой, станцевавшей в 2011 году премьеру балета А.Хачатуряна «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича, балетовед Гульнара Жумасеитова писала: «Нельзя не отметить дебют Курбановой в роли Джу­льетты. Это партия – одна из самых трудных в балетном театре ХХ века…Курбанова исполняла все чисто, технично, доводила до конца каждую позу, рисовала красивое legato между движениями. Молодая танцовщица смогла проник­нуться внутренними переживаниями своей героини, пока­зала ее готовой к борьбе за право на любовь».

В 2021 году после исполнения танцовщицей партии Фригии в балете Арама Хачатуряна «Спартак» заслуженный артист Казахской ССР Эдуард Мальбеков так отозвался о мастерстве балерины: «Гульвира Курбанова с её восхитительными линиями и редким актёрским дарованием сумела подняться до высот трагизма в роли Фригии».

Свои первые сольные и ведущие партии, в частности Клару в балете «Щелкунчик», начинающая балерина репетировала под руководством заслуженного деятеля Республики Казахстан Алмы Аскарбековой. Позже наставником танцовщицы была заслуженная артистка Казахской ССР Людмила Рудакова. Став мастером сцены Гульвира Курбанова продолжила работу под руководством народной артистки Республики Казахстан Гульжан Туткибаевой: «Я счастлива была работать с каждым наставником, – делится своим мнением балерина. – С Алмой Бахитовной я работала недолго и благодарна, что за этот короткий срок получила поддержку не только профессиональную, но и человеческую. Людмила Георгиевна ввела меня в основной репертуар театра. Большое внимание при создании таких разных сценических образов, как энергичной испанки Китри, романтичной княжны Марии, неземной Сильфиды и других уделялось корпусу и рукам. Педагога всегда отличало умение мотивировать на творчество, доброта и отзывчивость. Гульжан Усамбековну, воспитанницу московской школы, отличает сила характера, требовательность в работе над партиями: от техники исполнения, актерского мастерства до деталей грима и костюмов. За годы работы педагог для меня стал не только наставником, но и другом».

Награды: лауреат Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт» (II премия, Астана, Казахстан, 2006); лауреат МКАБ «Байтерек» (III премия, Астана, Казахстан, 2009), нагрудный знак «Мәдениет қайраткері» – «Почётный работник культуры» (2010).

Библиография

  • Ә.А. Мусинованың Гульвира Курбановамен жеке хат алмасуы.
  • Владимир Акуленко, Елена Петрова, Максим Кравецтің суреттері – Гүлвира Құрбанованың жеке мұрағатынан және Абай атындағы ҚазҰТОБ мұрағатынан ұсынылған.
  • Жумасеитова Г. Хореография Казахстана. Период независимости: монография – Алматы: «Жибек жолы», 2014. – 220 с.+ 32 с. (цв. вклейка) – С.54.
  • Наталья Валуйская. «Посвящение великой Улановой». Газета «Казахстанская правда». 4 марта 2012 год. С.10.
  • «Ромео и Джульетта в ГАТОБ им. Абая». Сборник «Қазақстан балет әлемі». №2 (5) 2010 год. С.9-12.
  • Вера Ляховская. «Нет балета печальнее на свете...». Газета «Известия». 25 мая 2010 год. С.9-10.
  • «Прикасаясь к великому». Газета «Караван». №22(147) 28 мая 2010 год. С.35.
  • Оксана Бондаренко. «Веронская история». Газета «Вечерний Алматы». №65 25 мая 2010 год.
  • Марина Хегай. «Казахстанская Джульетта». Газета «Караван». №31(156) 30 июля 2010 год. С.18.
  • Алиса Севрюкова. «Современная Джульетта». Журнал «Дорогое удовольствие». №6 (9) июнь 2012 год. С.44-46.
  • Елена Брусиловская. «Вальс о вальсе». Газета «Казахстанская правда». 22 июня 2012 год. С.17.
  • Ника Андриянова. «Фархад Буриев и Гульвира Курбанова: мы до сих пор не разгадали друг друга…». Журнал «Отдохни». №7 11 февраля 2013 год.. С.6-11.
  • Ермек Рустемов. Фотосессия с супругом - Фархад Буриев «Знай наших». Журнал «Мода». С.12-16.
  • Индира Сатбаева. «Второе пришествие Никии». Газета «Вечерний Алматы». №159 28 декабря 2013 год. С.6.
  • Марина Хегай. «Без хеппи-энда». Газета «Караван».С.2.
  • Рубрика «С любимыми не расставайтесь». Журнал «Отдохни». №8 16 февраля 2015 год. С.16.
  • Ольга Храбрых. «Искупая меня в своих руках». Газета «Экспромт». №129 16 июля 2015 год. С.12.

Ссылки

  • «Легенды и мифы оперного» Бiлiм және Мәдениет. Гульвира Курбанова и Фархад Буриев. Хронометраж 31.10. 18 мая 2015 г.

Медиагалерея

КУРБАНОВА Гульвира Рахимовна

КУРБАНОВА Гульвира Рахимовна

КУРБАНОВА Гульвира Рахимовна

КУРБАНОВА Гульвира Рахимовна

КУРБАНОВА Гульвира Рахимовна

КУРБАНОВА Гульвира Рахимовна