АЛЬПИЕВА Лейла Турсунбековна
Биография
20.09.1974, г. Алма-Ата
Артистка балета, педагог. Заслуженная артистка Республики Казахстан (1998). Лауреат международных конкурсов артистов балета.
1984-1992 – учащаяся Алматинского хореографического училища имени А. В. Селезнева, педагоги: Жакипова К.М. (1-3 классы), Курпешева Р.М. (4-5 классы), Аюханов Б.Г. и Унгарова Р.И. (1-3 курсы).
1993-1998 – студентка Высшей школы хореографии (ныне - Казахская национальная академия искусств имени Темирбека Жургенова), специальность «Режиссура хореографии», мастерская Б. Г. Аюханова.
Биография балерины связана с ведущими балетными коллективами Казахстана и Словакии.
1992-1994 – солистка Государственного ансамбля классического танца Республики Казахстан под руководством Б. Аюханова. Дебютировала в pas-de-deux из балета Л. Минкуса «Дон Кихот», принимала участие во всех балетных постановках и концертных программах коллектива.
1994-2012 – солистка балета, ведущая балерина Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Творческая мечта танцевать в полномасштабных спектаклях классического репертуара привела танцовщицу в балетную труппу ГАТОБ им.Абая, где Лейла работала под руководством легендарных наставников Рамазана Бапова и Людмилы Рудаковой.
«Моя мама тоже очень хотела видеть меня на большой сцене», – делится откровением балерина, для которой мама всегда была самым близким другом и советчиком.
Дебютировала во время гастролей театра в Китае в партии Одиллии («Лебединое озеро»).
В 1996 году Булат Аюханов организовал приглашение балерины для премьерного исполнения партии Жизель с балетной труппой Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои в Ташкенте: «Он понимал, что я хочу сделать всё возможное, чтобы танцевать ведущие партии, поэтому в работу над партией мы с Булатом Газизовичем вложили очень много сил и времени. Партию Альберта исполнил Сергей Тихонов – солист Государственного ансамбля классического танца Республики Казахстан», – вспоминает балерина.
Репертуар в ГАТОБ им. Абая: Китри («Дон Кихот»), Пахита («Пахита»); Гульнара, Медора («Корсар»); Жизель («Жизель»), Сильфида («Сильфида»), Ширин («Легенда о любви»), Мария («Бахчисарайский фонтан»), Эгина («Спартак»), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Аврора («Спящая красавица»), Маша («Щелкунчик»), Вакханка («Вальпургиева ночь»).
1996-1997, 1999-2000 – ведущая солистка Словацкого национального театра (Братислава).
После конкурса в Будапеште балерина попросила директора конкурса Роланда Бокора порекомендовать театр, в котором она смогла бы поработать, так как в ГАТОБ им.Абая на тот момент танцевать ведущие партии удавалось редко. Роланд направил балерину на просмотр в Братиславу. По возвращении в Алматы Лейла получила приглашение на работу от известного педагога-репетитора Словацкого национального театра Рафаэля Авникяна, ученика Чабукиани.
Первой ведущей партией в Братиславе стала Китри в балете «Дон-Кихот», над которой еще в Казахстане Лейла работала с Булатом Аюхановым и Бахытжаном Смагуловым.
Репертуар в Словацком Национальном театре: Маша («Щелкунчик»), Китри («Дон Кихот»), Пахита («Пахита»), Соло (модерн-балет «Дети Титаника», хореография Жак Д'Амбуаз). Помимо сольных партий зрители разных стран мира с восторгом встречали танцовщицу в знаменитой хореографической юмореске «Секретарша» в постановке Б. Аюханова. По воспоминаниям балерины, Булат Аюханов сочинил номер буквально за 10 минут. Сейчас его исполняют ученицы Лейлы.
Искрометный, виртуозный, технически насыщенный танец балерины всегда транслировал в зрительный зал жизнерадостный заряд оптимизма и силы духа. Как писала балетовед Гульнара Жумасеитова: «Партией, ярко выразившей особенности ее артистической индивидуальности, стала Китри в балете Минкуса «Дон-Кихот». … Уверенная хозяйка своей судьбы в то же время смешливая девчонка-проказница, она твердо направляла ход событий, выплескивая избыток энергии в сверкающем танце» [1]. Именно поэтому профессионалы достаточно настороженно отнеслись к Жизели в исполнении Альпиевой, которая не являлась балериной лирико-драматического амплуа. Однако созданный образ был признан критиками «артистической победой по танцевальной и актерской технике и по глубоко индивидуальной трактовке знаменитой партии. Это работа профессионала, результат многолетних трудов балерины, как физических, так и духовных. В балете «Жизель», имеющем богатую исполнительскую традицию, она нашла свое выразительное прочтение» [1].
Завершая карьеру балерины, Лейла Альпиева отметила в одном из интервью: «Могу сказать, что за свою сценическую жизнь я воплотила все образы, которые хотела. У меня нет ощущения незавершенности» [2].
2006-2007 – преподаватель хореографических дисциплин («Теория и методика преподавания классического танца», «Хореографическое наследие») КазНАИ им. Т. К. Жургенова.
2009-2011 – педагог классического танца Italia Conte Academy of Arts, Studio Danceworks (Лондон, Великобритания).
2012 – открыла балетную школу Fouetté Ballet School в Гонконге, в 2022 г. – в Австралии. Её ученицы продолжают свое обучение в балетных школах мира (Лондон, Торонто, Мадрид и Милан), Московской государственной академии хореографии.
Награды: лауреат Международного балетного конкурса «Майя-94» (специальный приз Майи Плисецкой, Санкт-Петербург, РФ, 1994); лауреат Международного конкурса артистов балета им. Р. Нуреева (III премия, Будапешт, Венгрия, 1996); лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне (III премия, Болгария, 1996); лауреат Международного фестиваля балета «Приз Улановой» (Алматы, Казахстан, 2000); награда «За вклад в культуру Словакии» - сертификат и ювелирное украшение (1999); лауреат Независимой премии «Тарлан» в номинации «Театр», степень признания «Новое имя - Надежда» (2000).
Библиография
- Личная переписка Мусиновой А.А. с Лейлой Альпиевой.
- Жумасеитова Г.Т. Хореография Казахстана. Период независимости: монография / Г. Жумасеитова. – Алматы: «Жибек жолы», 2014. – 220 с. ISBN 978-601-294-210-1. Адрес URL: http://lib.tarsu.kz/rus2/all.doc/MegaPro/zhumaseit... (Дата обращения 18.03.2022). – С.59-62.
- Фотографии Алексея Некрасова, Владимира Акуленко, Турара Кельмагамбетова и личные фотографии предоставлены Альпиевой Лейлой из личного архива.
Ссылки
- Косенов А. Лейла Альпиева: «Балет – жестокое искусство» – Алматы, 2009. – Адрес URL: https://tengrinews.kz/news/leylaalpievabalet-jesto... (Дата обращения 26.03.2022).