ТАПАЛОВА Нурсулу Елубаевна
Биография
13.09.1923, Ойылский уезд Уральской губернии (ныне Актюбинская область) – 13.11. 1998, г. Алма-Ата.
Артистка балета, киноактриса. Заслуженная артистка Казахской ССР (1954).
В 1931-1936 годах училась в казахской семилетней школе Ойылского уезда.
С 1934 – выступала с танцами, пением и декламацией в самодеятельной труппе, которая позже была преобразована в Казахский драматический театр Ойылского колхоза-совхоза.
В 1936 году, узнав о блестящем успехе казахского театра и особенно его лучших представительниц Куляш Байсеитовой и Шары Жиенкуловой на первой Декаде казахского искусства и литературы в Москве, Нурсулу против воли родителей поехала в Алма-Ату.
1936-1939 – получила балетное образование в студии Казахского музыкального театра у педагогов А.Александрова, Л.Жукова, А.Чекрыгина, отказавшись ехать на обучение в Москву или Ленинград, так как быстрее хотела воплотить мечту выступать не сцене театра.
1937-1939 – артистка кордебалета Казахского государственного театра оперы и балета. Параллельно с учебой в студии выступала в текущем репертуаре.
В опере «Кыз-Жибек» и балете «Калкаман и Мамыр» дублировала Шару Жиенкулову.
1939-1940 – солистка балета Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
1940-1953 – ведущая балерина Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
Репертуар: Зарема («Бахчисарайский фонтан»), Дарига (первое исполнение, «Весна»), Хасинта (первое исполнение, «Лауренсия»), Назым («Камбар и Назым»), Солистка («Казахская танцевальная сюита»), Мерседес («Испанское каприччио»), Испанский танец («Лебединое озеро»), четверка подруг («Калкаман и Мамыр»). Исполнительница сольных танцев в национальных операх «Кыз-Жибек», «Абай», «Биржан и Сара», «Дударай», «Назигум» и др.
«Стройная, гибкая и энергичная в движении, она обладала яркой, сценически эффектной внешностью: красивые и тонкие выразительные черты лица, длинные черные косы, умение изысканно носить балетный костюм, какое-то природное чувство меры в проявлении характера: то девически застенчивая, то кокетно-озорная. Эмоциональная взволнованность в передаче душевного состояния героини, искренность и непринужденная манера говорить языком танца помогли Н.Тапаловой создать яркий и запоминающийся лирически светлый образ простой колхозной девушки Дариги в балете «Весна», – балетовед Лидия Сарынова.
С особой силой раскрылась драматургическая выразительность Н. Тапаловой в партии Заремы. Именно в этой партии балерина составила достойный ансамбль Г. Улановой, которая в театральном сезоне 1942-1943 годов, будучи в Алма-Ате в эвакуации, исполняла партию Марии в спектакле «Бахчисарайский фонтан» на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
1953-1975 – сольная деятельность в Казахконцерте, Казахской государственной филармонии имени Джамбула. В репертуаре: казахский, кыргызский, узбекский, азербайджанский, русский и другие танцы.
1958 – с концертной программой приняла участие в Декаде казахского искусства и литературы в Москве.
Снялась в первых казахских кинофильмах: Сабира в фильме «Белая роза» (1943), Салтанат в фильме «Джамбул» (1952).
1947-1949 – депутат Алматинского городского совета.
Награды: медаль «За освоение целинных земель» (1957), орден «Знак Почёта» (1959).
Библиография
- Сарынова Л. П. Балетное искусство Казахстана – Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1976. – 176 с. – С. 5, 63, 71, 72, 161.
- Фотографии из открытых интернет-ресурсов.
Ссылки
- Вечный свет в красоте танца Нурсулу Тапаловой… – Адрес URL: https://dknews.kz/ru/chitayte-v-nomere/205838-vechnyy-svet-v-krasote-tanca-nursulu-tapalovoy (дата обращения 05.02.2023).