ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УЙГУРСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ ИМЕНИ КУДДУСА КУЖАМЬЯРОВА
Биография
Государственный Республиканский Академический Уйгурский театр музыкальной комедии им. К. Кужамьярова - единственный в мире профессиональный уйгурский театр. Он вырос из самодеятельного кружка «Синеблузников» (1934). В театре функционируют драматическая труппа, фольклорный ансамбль «Нава», танцевальный ансамбль «Рухсара», эстрадные ансамбли «Яшлык» и «Сада».
Театр стал колыбелью и школой для развития не только драматического, но и вокального и хореографического национального искусства. Впитывая национальные уйгурские традиции, сохраняя своеобразие танцевальных форм, на основе содружества замечательных самородков-мастеров уйгурского танца и профессиональных балетмейстеров постепенно формировался уйгурский сценический танец.
Первым профессиональным режиссером и балетмейстером Уйгурского театра был Али Фейзулла Ходжаевич Ибрагимов (Али Ардобус,1900-1959), заслуженный артист Узбекской ССР и Каракалпакской АССР. В сентябре 1934 г. А. Ибрагимов поставил в Уйгурском театре музыкальную драму Дж. Асимова и А. Садирова «Анархан», ставшую классическим произведением национальной драматургии и визитной карточкой театра. В свою постановку режиссер включил танцевальные сцены народного праздника «Рамзан» и свадебного обряда «Санам». Впервые уйгурский народный танец получил сценическую интерпретацию. В апреле 1936 г. главный режиссер театра Вахаб Азимов поставил драму «Анархан» в новой редакции, под названием «Анархан-Ляйлихан». Для постановки танцевальных сцен спектакля был приглашен Александр Артемьевич Мартиросьянц (А. Александров).
1938-1945 - балетмейстер театра А. Бабурин. Им поставлены: казахские танцы в музыкальной драме «Қозы-Корпеш - Баян-Сұлу» Г. Мусрепова, реж. В. Дьяков (1938); уйгурские танцы в музыкальной драме «Ғерип-Санам» И. Саттарова и В. Дьякова, реж. А. Марджанов (1941).
1952-1972 - в период руководства главного режиссера театра С. Р. Башояна стали регулярно проводиться занятия по сценическому движению. Их проводили балетмейстеры Г. Аксёнов, затем Н. Сидоров. В целях обогащения палитры средств пластической выразительности балетмейстерами отрабатывались приемы подачи характерных, гротескных образов, изучались манеры и стиль поведения персонажей западноевропейских костюмных пьес. Балетмейстер Г. Аксенов вписал новую страницу в историю Уйгурского театра. В музыкальной драме «Фархад и Ширин» (1950) в сцене «Сон Ширин» поставил танец на пуантах для солистки Х. Джалиловой.
1966-1991 - балетмейстер, главный балетмейстер ГРУТМК С. А. Акбарова. Танцевальные сценки в спектаклях «Машади Ғұбад» У. Гаджибекова (1966) и «Айман-Шолпан» М. Ауэзова (1968). В этот период поставлены танцевальные, пластические сцены и танцы: «Қашгар қызы» С. Муканова (1973), «Анархан» (1975), «Ким кимга ашиқ» В. Есьмона и К. Крикорли, «Ақ кемә» Ч. Айтматова и др.
1986-2013 - главный балетмейстер театра Г. Ю. Саитова. Музыкальные драмы «Ғерип-Санам» (1986) и «Анархан» (1988) в новой редакции. С 1980-х в концертном репертуаре театра появляются произведения, поставленные на авторскую музыку: четвертая симфония К. Кужамьярова «Такла-Макан», «Поэма о дутаре», вокально-хореографическая сюита «Амгак шатлыги», мукам «Висал», «Караван йолы» (комп. И. Масимов), «Весенний вальс» и «Яшлык» А. Бурханова и др. В октябре 1991 под руководством Г. Саитовой создан танцевальный ансамбль «Рухсара». Является автором сценария и постановщиком первой театрализованной программы «Иппяк йол».
Поиск нового привел к созданию новых танцевальных форм, новому жанру - театрализованному представлению, концерту-спектаклю. Для театрализованного представления «Мелодии Шелкового пути» (2017), состоящего из Пролога и пяти картин («Тысяча пещер», «Воины», «Ома», «Тарим», «Орда») и эпилога был приглашен балетмейстер из Восточного Туркестана (СУАР КНР) Куряш Раджип.
2020-2022 - на основе мукамов были подготовлены концертные программы «Рақ», «Чапбаят», «Мушаврәқ», «Чарғах», «Пәнжиғах».