КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ

19.10.2023  | Автор: Мусинова А.А.

Биография

29 сентября 1933 года с целью подготовки музыкальных кадров решением коллегии Народного комиссариата просвещения под председательством комиссара Темирбека Жургенова была образована музыкальная студия, временно работавшая при Казахском драматическом театре.

Из драматического театра в студию перешли Жумат Шанин, Курманбек Жандарбеков, Шара Жиенкулова, Канабек Байсеитов, Куляш Байсеитова. Среди основоположников будущего театра были певец Манарбек Ержанов; писатели Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Сабит Муканов, Беимбет Майлин; композитор Евгений Брусиловский; художник Анатолий Ненашев.

Первыми артистами балетной труппы стали самодеятельные танцовщики студии Клуба советских торговых служащих (СТС) в Алма-Ате: М. Гурилева, З. Гапарова, В. Лебедева, Т. Чернобровцева и др. Труппу возглавила балетмейстер М. П. Арцибашева. Первой солисткой балета казахского театра стала Екатерина Лифанова - профессиональная артистка балета из Ташкента.

13 января 1934 года состоялась премьера музыкальной пьесы М. Ауэзова «Айман-Шолпан», для которой М. Арцибашева разработала театрализацию охотничьей игры «Коян-Беркут». Али Ардобус поставил танец «Қаражорға», пляску шамана, узбекский танец, осуществил обработку сольного концертного номера, созданного Е. Лифановой, и танцевального номера «Келіншек», в котором дебютировала одна из первых профессиональных танцовщиц Казахстана Шара Жиенкулова, создавшая этот танец.

17 января 1934 года, через четыре дня после премьеры, музыкальная студия была преобразована в Казахский государственный музыкальный театр.

Летом 1934 года на участников Всеказахстанского слета работников искусств была поставлена пьеса Б. Майлина «Шуга». Лучшие пополнили труппу театра: были отобраны 20 певцов-солистов, создан хор и костяк танцевальной группы.

7 ноября 1934 года состоялась премьера оперы «Кыз-Жибек», позже были поставлены оперы «Жалбыр» (1935) и «Ер-Таргын» (1937). Национальные танцы в первых оперных спектаклях были поставлены балетмейстером Александром Мартиросьянцем (Александровым). Артист балета Государственного академического Большого театра СССР (далее - ГАБТ СССР) Александров с 1933 года жил и работал в Казахстане, став одним из основоположников национальной школы танца и основателем Казахского хореографического училища.

В 1935 году решением СНК КазССР гастролирующий в Алма-Ате Куйбышевский оперный театр стал постоянно действующим. На его базе была создана русская оперная труппа, позже объединившаяся с казахской оперой. В 1936 году Государственный объединённый театр казахской и русской оперы размещался в здании Казахконцерта, а с июля 1936 года в новом здании Дома культуры на углу улиц Комсомольской и 8-го Марта (ныне - Толе би и Шамши Калдаякова).

В репертуаре балетной труппы русской оперы были «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст». В концертных программах исполнялись номера из балетов «Красный мак» и «Лебединое озеро».

В театральном сезоне 1936-1937 главным балетмейстером театра стал Юрий Ковалев - балетмейстер и премьер балета из Свердловска. Он возобновил «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» (1937), поставил первые балетные спектакли: «Коппелия» (1937), «Конек-Горбунок» (1939), «Лебединое озеро» (1940).

17 января 1937 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР театр был переименован в Казахский государственный театр оперы и балета.

В сентябре 1937 года руководителем казахского балета был назначен танцовщик и балетмейстер ГАБТ СССР Леонид Жуков, работавший в казахском театре в должности главного балетмейстера, солиста балета и педагога. В 1938 году Л. Жуков осуществил постановку первого в истории хореографии Казахстана национального балета В. Великанова «Калкаман и Мамыр».

В 1940 году новый главный балетмейстер Александр Чекрыгин, в прошлом артист балета, балетмейстер и педагог ГАБТ СССР, поставил балет И. Надирова «Көктем» («Весна»).

В 1941 году было закончено строительство нового здания театра по проекту московского архитектора Н. А. Круглова. Строительством театра руководили архитекторы Н. А. Простаков, Т. К. Басенов, Н. В. Цивчинский, В. Н. Крошин (1936-1941). Здание стало самым красивым и крупным сооружением в городе.

7 ноября 1941 года в новом здании состоялся первый спектакль - опера М. Магомаева «Нэргиз». В этом же году театру было присвоено звание Академический. К началу Великой Отечественной войны в репертуаре театра была 31 опера (из них 9 казахских) и 6 балетов (из них 2 казахских).

В коллективе казахского балета первых военных лет работали эвакуированные ведущие солисты академических театров Киева, Минска, Одессы, Москвы и Ленинграда: В. Баканов, В. Каминская, Т. Фрешкоп, Н. Скорульская, Т. Демпель, Н. Николаева, А. Пирадова, Р. Савицкая, Т. Иваньковская, О. Сталинский, С. Дречин, Т. Фошикова, М. Кузнецов и др.

Возглавила балетную труппу Галина Березова - балетмейстер ГАТОБ УССР им. Т. Шевченко (1941-1943). Ее целеустремлённая работа завершилась постановкой балетов «Лауренсия» (1942), «Бахчисарайский фонтан» (в соавторстве с Ю. Ковалевым), «Казахской танцевальной сюиты» (1943) и казахских танцев в опере «Жалбыр» (1943, в соавторстве с А. Исмаиловым).

В 1942 году из Ленинграда в Алма-Ату приехала Галина Уланова. 18 июня 1942 года состоялось первое её выступление в партии Марии в «Бахчисарайском фонтане». В сезоне 1942-1943 Уланова танцевала, помимо Марии, Одетту в «Лебединой озере», на концертах - «Лебедь» К. Сен-Санса, «Вальс» Ф. Шопена. Галина Сергеевна возобновила на сцене театра балет А. Адана «Жизель», в котором исполняла главную партию.

В конце войны положение солистов и ведущих солистов балетной труппы заняли выпускники хореографического училища 1944-1945 гг.: Р. Тажиева, А. Солнцева, Л. Симагина, Л. Таганов, М. Акжанов и др.

В 1945 году, к 100-летию великого казахского просветителя, философа и гуманиста Абая Кунанбаева, театру было присвоено имя Абая.

Видная роль в послевоенном развитии национального балета 1949-1950 годов принадлежала советскому балетмейстеру Михаилу Моисееву, возобновившему на сцене театра балеты «Красный цветок» (1950), «Доктор Айболит» (1950), «Жизель» (1951), «Спящая красавица» (1951). Деятельность М. Моисеева увенчалась постановкой национального балета на музыку В. Великанова «Камбар и Назым» (1950, сопостановщик К. Жандарбеков).

Новое направление репертуарной политике в 1952 году было задано главным балетмейстером Дауреном Абировым - выпускником ГИТИС им. А. В. Луначарского в Москве. Репертуар пополнили балеты «Раймонда» (1952), «Эсмеральда» (1953), советские балеты «Юность» (1952), «Берег счастья» (1953), «Медный всадник» (1955), «Шурале» (1956) и др.

Д. Абиров сделал ставку на молодые высококвалифицированные кадры: З. Райбаев, С. Кушербаева, А. Асылмуратов, А. Джалилов, С. Тулусанова, И. Манская, Г. Акжанов, С. Акбарова, В. Хен, Г. Урманова, В. Никитина, Д. Самохин, М. Габель, В. Рябухин, Г. Горская, Н. Гудочкина-Каньшина и др. Артисты нового поколения начинали работать рядом с опытными танцовщиками, выступавшими в театре со дня его основания (Н. Викентьева, Н. Тапалова, К. Карабалинова, А. Селезнев, С. Ильницкий, Е. Тен) и постепенно занимали позиции ведущих танцовщиков и солистов.

В 1957 году Ю. Ковалев создал национальный балет «Джунгарские ворота». В новой музыкальной редакции Л. Степанова и Н. Тлендиева, хореографии Ю. Ковалева и Д. Абирова под названием «Дорогой дружбы» балет был продемонстрирован в 1958 году на второй Декаде казахского искусства и литературы в Москве. Специально для Декады балетмейстер Р. Захаров возобновил авторскую версию балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Главные партии в балетах Декады исполнили Р. Тажиева, С. Тулусанова, С. Кушербаева, З. Райбаев, А. Джалилов, А. Асылмуратов и др. В новом качестве и в обновленном составе балетная труппа продемонстрировала мощный профессиональный взлет национальной хореографии. За заслуги в развитии музыкального искусства Казахский ГАТОБ им. Абая был удостоен высшей правительственной награды - ордена Ленина.

В 1960-х годах балетная труппа обогатилась плеядой молодых исполнителей, продолживших традиции предшественников, среди которых: Р. Бапов, Р. Байсеитова, Э. Мальбеков, З. Кастеева, Л. Рудакова, М. Мунтин, Ф. Койгельдинова, Б. Валиев, Л. Ли, Д. Накипов, К. Мажикеев, Л. Мажикеева, Ф. Ултанбаева (Жулимбетова), А. Медведев, Е. Усин, М. Тиранова, И. Гуляева, Г. Абаева, К. Еренчин, Ш. Бурханов, Э. Пак и др.

В 1962 году с дипломной работы - постановки знаменитой «тройчатки»: «Шопениана», «Франческа да Римини», «Болеро» - начался творческий подъем балетной труппы под руководством главного балетмейстера, выпускника ГИТИС Заурбека Райбаева. Яркий самобытный танцовщик заявил о себе как талантливый балетмейстер, осуществил на сцене театра постановки балетов: «Чин-Томур» (1968), «Ромео и Джульетта» (1972), «Спартак» (1974), «Петя и волк» (1976), «Мужчина и Женщина» (1979), «Игра в карты» (1979), «Фрески» (1981), «Раймонда» (1984), «Озорные частушки» (1992), «Египетские ночи» (1994), «Дракон и Ласточка» (1996) и др. Этапным в развитии казахского балета стал диптих «Легенда о белой птице» Г. Жубановой из двух одноактных спектаклей: «Акканат» и «Хиросима» (1967).

В 1964 г. на сцене ГАТОБ им. Абая состоялся балетмейстерский дебют Булата Аюханова - дипломная работа «Вечер классического балета» в 2-х отделениях из 18 разнообразных по форме и стилю танцевальных номеров.

В 1971 году Д. Абиров создал национальный балет Е. Брусиловского. «Козы-Корпеш и Баян-Сулу».

В середине 1970-х в театр пришло новое поколение балетмейстеров-новаторов: Минтай Тлеубаев и Жанат Байдаралин. За время работы в ГАТОБ им. Абая М. Тлеубаев (балетмейстер - 1975-1986, главный балетмейстер - 1986-1990) поставил оригинальные балеты «Русская сказка» (1975), «Аксак-Кулан» (1976), «Три поросенка» (1982), «Брат мой, Маугли» (1984), «Вечный огонь» (1985), «Доктор Айболит» (1987), «Классическая симфония» (1987), «Прощание с Петербургом» (1988), «Дама с камелиями» (1989) и др. Ж. Байдаралин осуществил на сцене театра постановку балетов «Старая фотография» (1974), «Возрождение» (1974), «Алия» (1978) и др.

Ведущие танцовщики и исполнители сольных партий 1970-1980-х годов: Т. Нуркалиев, У. Мирсеидов, А. Буркитбаев, М. Кадырова, Б. Ешмухамбетов, Б.Байтемиров, М. Каракулова, А. Семенов, Ю. Васюченко О. Васюченко, Л. Акылбекова, А. Аскарбекова, С. Аскарбеков, А. Бураканова, Г. Туткибаева, Г. Алиева, Б. Абдрахманов, М. Адырхаев, Д. Тубольцев, Е. Асылгазинов, М. Тукеев, М. Тукеева, Ш. Мусаханова, Б. Смагулов, А. Нусупов, В. Богомолов, А. Жумагалиева, С. Турибаев, О. Воль, Н. Ликучева, З. Умбеткулова, Р.Тулегенова, С. Ашимова, С. Рахмедова, А. Мусинова и др.

В 1990 г. приглашенный грузинский балетмейстер Г. Алексидзе возобновил национальную тему постановкой балета Г. Жубановой «Карагоз».

В 1990-е годы балетную труппу значительно усилили молодые кадры: Н. Канетов, Л. Альпиева, М. Вальчик, Д. Сушков, К. Саркытбаева, Ж. Атымтаев, Н. Абугалиев, Н. Байбусинов, Е. Доскараев, А. Доскараева, Ж. Усин, Д. Кульсартова (Агзамова), Д. Накипова, М. Абубахриева и др.

С июня 1995 по 13 декабря 2000 г. в здании театра была осуществлена генеральная реконструкция. По её завершении золотой репертуарный фонд оперы и балета был восстановлен в новых красочных декораци­ях и костюмах. В 2000-е исполнителями ведущих и сольных партий стали А. Сапугова, Н.Конокбаев, Н. Кребаева, А. Джумагулова, Д. Чиныбаев, Я. Мергалиев, Д. Табылды, А. Сафронов, Е. Хомкина-Сафронова, Ж. Тукеева, Г. Курбанова, Ф. Буриев, А. Абильгазина, Д. Шомаева, А. Мурзакулов, Р. Уразов, Д. Шманов, Р. Имангалиев, А. Жексенбек, А. Егисбаева, Р. Даиров, Д. Есентаева, Н. Мирсеидова, А. Дуйсекова, О. Нуржанкызы, М. Кенжебекова, Д. Батырханова, Р. Кадыров и др.

В этот сложный период лидером коллектива стал ведущий солист балета Мурат Тукеев, совместив карьеру танцовщика с должностью заведующего балетной труппой (1996-2001) и её директора (2001-2002).

Репертуарный список балетных пре­мьер состоял в основном из экспериментальных спектаклей малых форм: «Космос души», «Театр масок» (2001, хореография Г. Туткибаевой), «Чудесный мандарин» (2003, хореография В. Гончарова), «Время РЕ» (2004, хореография В. Гончарова), «Триумф Афины» (2004, хореография Д. Фадеевой), «Сюита в стиле antico» и «Чарли» (2005, хореография Г. Туткибаевой).

В 2012 году был реализован международ­ный проект Казахстана, США и Германии - постановка национального балета «Тлеп и Сарыкыз» А. Серкебаева.

Международное сотрудничество - важное направление репертуарной политики театра. В 1940-1990 с труппой сотрудничали балетмейстеры-постановщики ведущих театров союзных республик: Л. Крамаревский («Раймонда», 1940), Г. Уланова («Жизель», 1943), Ю. Рейнке («Соперницы», 1949), В. Козлов («Раймонда», 1952), Я. Романовский («Берег счастья», 1953), Р. Захаров («Бахчисарайский фонтан»), А. Шульгина («Большой вальс», 1960), В. Бурцев («Лебединое озеро», 1969; «Баядерка», 1971), Ю. Дружинин («Спящая красавица», 1972), У. Сарбагишев («Чолпон», 1973), Я. Сех («Бахчисарайский фонтан», 1981), Н. Дудинская, К. Сергеев («Жизель», 1981; «Шопениана», 1981; «Дон Кихот», 1982), К. Тер-Степанова («Сильфида», 1983), А. Дементьев (««Юнона и Авось»», 1987), М. Алексидзе («Серенада», «Павана Мавра», 1990), Н. Янанис, Э.Михасев («Щелкунчик», 1991).

С обретением Казахстаном суверенитета география сотрудничества расширилась. В 1991-2019 постановки осуществляли А. Маки, К. Митани (Япония, «Мадам Баттерфляй», 1992), О. Герольф (Бельгия, «Кармина Бурана», 1992), В. Владимиров, С. Крупко (Россия, «Корсар», 1995; «Спящая красавица», 1996), Т. Лавренюк (Россия, «Кармен-сюита», 2006), Ю. Григорович (Россия, «Легенда о любви», 2007; «Ромео и Джульетта», 2010), Б. Эйфман, А. Солонская, С. Зимин (Россия, «Красная Жизель», 2010), Б. Эйфман, О. Калмыкова, О. Парадник (Россия, «Анна Каренина», 2011), Т. Вашакидзе (Грузия, «Большой вальс», 2012), Г. Комлева (Россия, «Баядерка», 2013), Т. Канделоро (Италия, «Шехерезада», 2013), М. Парилла (Италия, «Пульчинелла», 2013), Р. Амаранте (Бразилия, «Болеро», 2019), Д. Джонатан (Австралия, «Открывая Баха», 2019) и др.

Классическая, неоклассическая, национальная хореография органично осваивается балетной труппой нового поколения под руководством Гульжан Туткибаевой, возглавившей балетный коллектив в 2005 году в качестве художественного руководителя. Г. Туткибаевой была осуществлена постановка кантаты-балета «Кармина Бурана» (2012), национального балета «Легенды Великой степи» (2015), балета «Коппелия» (2017). Отредактированы «Спящая красавица» (2014), «Щелкунчик» (2015), «Лебединое озеро» (2016), «Корсар» (2020), «Дон Кихот» (2018), возобновлены «Шопениана» (2019), «Фрески» (2022), для обновления «Жизель» приглашены Ю. Васюченко и Г. Шляпина (2023).

В 2010-2020 исполнение сольных и ведущих партий было доверено новому поколению танцовщиков, среди которых: А. Аскаров, А. Аскарова, Д. Кудабаева, М. Ельчибаева, Б. Вербовой, А. Аширбек, А. Хасимото, А.Баратова, М. Джуманиязов, Д. Кубашев, Е. Абилов, А. Тусупбеков, Н.Алпамысулы, С. Аюпов и др.

С начала создания театра над оформлением спектаклей работали художники: Анатолий Ненашев, Латифа Мунайтпасова, Кулахмет Ходжиков, Всеволод Теляковский, Урал Тансыкбаев, Владимир Колоденко, Сергей Калмыков. 1960-1970 спектакли оформляли Владимир Семизоров, Михаил Ушац, Василий Мамонтов, Игорь Корогодин, Гульфайрус Исмаилова, Айтымбай Молдабеков, Евгений Сидоркин, Нурлан Рымжанов, Людмила Кужель, Владимир Кужель, Орынбасар Жанбыршиев, Толкын Есалиева. Приглашенные казахстанские и зарубежные художники: Павел Драгунов, Софья Тасмагамбетова, Вячеслав Окунев (Россия), Рене Давид Салазар (Бразилия), Паула Роза Сантана (Бразилия), Вильям Орланди (Италия), Даниэле Амента (Италия), Яри Молинари (Италия) и др.

Дирижеры театра: Фёдор Кузьмич, Евгений Манаев, Владимир Пирадов, Григорий Столяров, Леонид Шаргородский, Богуслав Врана, Исидор Зак, Нургиса Тлендиев, Газиз Дугашев, Тургут Османов, Фуат Мансуров, Абрам Мовш, Валерий Руттер, Толепберген Абдрашев, Ренат Салаватов, Раиса Садыкова, Абзал Мухитдинов, Сергей Скрыпник, Канат Ахметов, Нурлан Жарасов, Мухтар Калдаяков, Арман Уразгалиев, Нуржан Байбусинов, Ерболат Ахмедьяров, Куаныш Исмаилов, Рустем Кабылбай, Нарын Кажгали, Канат Омаров и др.

Постановлением Правительства Республики Казахстан № 753 от 11 ноября 2020 года театру был присвоен статус «Национальный».

Медиагалерея

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ